ДУХ БАУХАУСА или О ТВОРЧЕСКОЙ ИНЪЕКЦИИ
Хорошо помню, как жутко страшно было запостить в ВК свои первые осознанные стишата. На тот момент, два года назад, градус моей социальной закрытости был настолько крепок, что я даже комментов лишних старалась нигде не оставлять, и на стене ничего кроме ежегодных поздравлений с ДР не держала. С тех пор со стихами и соцсетями стало куда проще, но сейчас мне снова так же дико страшно, как тогда, но на этот раз – по поводу вот этой фотографии непонятных цветных загогулин.
Как обнаружилось, кроме материи слов, меня завораживает еще один материал, вполне материальный. БИСЕР. И сейчас у меня к нему отношение скорее не хэнд-мейдера, а дизайнера. Еще два-три года назад, пока я только осваивала разные техники работы с ним, за кем-то повторяла мастер-классы, с чем-то сама экспериментировала, я думала, что мой потолок возможностей очень даже невысок, ведь я не-художник и т.д. и т.п. При этом внутренний камертон /дзынь или не-дзынь / такой же как в поэзии, постепенно стал во мне прорастать и относительно визуально-объемных вещей.
Японский бисер сам по себе – произведение искусства, я могла бы тут на целую оду ему развернуться, но пока сдержусь. Мне хочется рассказать о другом, о том, как работают «творческие инъекции».
Этой осенью на фестивале BeatWeekend показывали фильм «Дух Баухауса», снятый к 100-летию школы. С одной стороны, современный дизайн давно переварил и освоил опыт XXго века, и фронтир его уже едва виднеется где-то в высокотехнологичной дали, а с другой стороны, двухчасовое кино-погружение в жизнь людей, с таким энтузиазмом и преданностью исследовавшими функциональность красоты и красоту функциональности, не могло не впечатлить.
Я ходила после него и думала, а что если убрать всё лишнее и оставить только чистый материал/фактуру/цвет? Что если чистой функциональной формы – достаточно? Когда подруга потом примерила один из результатов этих размышлений, первое, что она сказала: «Какая удобная застежка, одной рукой надевается». А для меня самой эта ёмкая лаконичность формы выглядит как моностих.
Какие-то из первых #простобраслетов я уже успела подарить/продать, какие-то еще ждут своих хозяек. И приходится признаться, что в комплект к поэту, во мне, кажется, просыпается дизайнер. Хочется еще поэкспериментировать с «просто формой» и посмотреть, куда это заведёт.
Для сравнения, откуда и куда я шла. Второе фото – это буковка Е, кусочек конкурсного колье «Verde que te quero verde» ("Любовь моя, цвет зелёный..." из Ф.Г.Лорки), которое я плела в 2017м году из мельчайшего чешского бисера (меньше 1мм). А ниже – те самые первые стишата. Андрей Щетников тогда сказал «под Пастернака», но я же честное слово вообще не думала даже под него делать! Так вышло:)
***
Так заговаривают боль,
целуя детское колено.
Так в предрассветьи шепчут роль,
с которой выходить на сцену.
Так мелко-мелко крестят вслед,
и пыль ложится на дорогу.
Так среди туч вдруг льется свет,
так вдруг в прохожем видят Бога.
Так шаг за шагом, день за днём
на гору поднимают камень.
Так к перекрёстку мы идём,
чтобы при встрече стать словами.
Дрожит небесный камертон,
на звук его, на взлет, на ощупь,
приходит мир со всех сторон,
и к слову добавляет росчерк.
***
Диапазон в пять октав из этого тще-
душного выжимай/выживай,
встань на цыпочки, чуешь – трепещет
то, что без звука болит весь май,
а с ним вмиг гиперболид в вечность.
За фото в духе того самого спасибо Елена Глинская!